Так почти весь авиапарк Red Wings Лебедева станет ее собственным — загвоздка только в том, что Росавиация пока не вернула компании лицензию на полеты

Государственные акционеры авиализинговой компании «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) — «ВЭБ Капитал» и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) — согласились поменять самолеты Ту-204 на долю предпринимателя Александра Лебедева в ИФК. Об этом «Известиям» официально сообщили в ОАК и неофициально в «ВЭБ Капитале». В правительстве также не против сделки.

Источник в «ВЭБ Капитале» («дочка» Внешэкономбанка, владеет 21,4% ИФК) рассказал «Известиям», что компания направила Лебедеву письмо, в котором сообщила, что в целом согласна с его предложениями об обмене активами. Доля «Национальной резервной корпорации» Лебедева в ИФК (25,8%) перейдет госструктурам, а ИФК аннулирует долг авиакомпании Лебедева Red Wings перед ИФК, а также отдаст в собственность самолеты на оставшуюся разницу.

Математика проста, говорит источник: согласно последней оценке ИФК от консалтинговой компании «НЭО Центр», проведенной в марте 2012 года, доля Лебедева в ИФК оценивается в 4,845 млрд рублей. Долги Red Wings по лизингу самолетов Ту-204-100 перед ИФК составляют более 1,6 млрд рублей — а на разницу (3,2 млрд рублей) Red Wings получит самолеты. Количество самолетов и конкретные номера бортов, включаемых в сделку, определят НРК и ИФК на основе независимой оценки, добавил источник. Сейчас речь идет о 6 из 8 самолетов Ту-204, которые есть в парке. Предлагаемая схема позволит укрепить финансовое состояние Red Wings, основная часть расходов которой составляют платежи лизингодателю.

Источник в ОАК (владеет 48,4% ИФК) сообщил, что в компании поддерживают обмен акций ИФК на самолеты. В пресс-службе ОАК обтекаемо сообщили, что будут приветствовать позитивное развитие в дочернем обществе, добавив, что Red Wings не единственный клиент «Ильюшин Финанс», у компании останется достаточный парк судов в лизинге у других авиакомпаний, что позволит нормально вести бизнес.

— Что касается сделки, то все стороны ее поддерживают. По поводу снижения лизинговых платежей — у нас есть разные заказчики и разные самолеты, к тому же мы поставляем самолеты не только в лизинг, но также напрямую по договорам купли-продажи, — уточнил представитель ИФК Андрей Липовецкий.

В правительстве дали понять, что также согласны на сделку.

— ИФК и Лебедев должны договориться сами по параметрам обмена акциями и самолетов, — сказал «Известиям» представитель вице-премьера Аркадия Дворковича.

Существенный нюанс еще и в том, что в скорейшем принятии решения по проблеме, как выясняется, заинтересованы все стороны. Дело в том, что срок действия отчета об оценке ИФК истекает уже 17 февраля 2013 года, то есть в это воскресенье. Если не определиться с решением раньше, то придется проводить переоценку ИФК, создавать резервы под потери, урезать дивиденды. И, конечно, существенно снизится сама стоимость ИФК из-за долга Red Wings, отмечает источник в ВЭБе.

Александр Лебедев предлагал ВЭБу выкупить его пакет в ИФК еще в 2010 году, но госкорпорация отклонила предложение. В конце 2011 года стороны договорились о том, что Национальная резервная корпорация отдаст свою акции в ИФК в обмен на восемь лайнеров Ту-204-100В и списание задолженности Red Wings по их лизингу. Однако сделка до сих пор завершена не была. В августе прошлого года Лебедев отправил письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой вернуться к обсуждению вопроса о выкупе у него долей в «Аэрофлоте» и «Ильюшин Финанс».

— Получается, что я прощаю государству в лице ВЭБа и ОАК наличные деньги, которые внес в капитал ИФК, это более 5 млрд рублей, а взамен получаю крылатые железные птицы, которые, понятно, имеют стоимость гораздо меньшую, допустим, максимум 2 млрд рублей, тем более что вторичного рынка на эти самолеты нет, — сказал «Известиям» Александр Лебедев. — Таково пожелание правительства.

Таким образом, стоимость одного самолета Ту-204-100 для Red Wings составит около 540,8 млн рублей, или около $18 млн. Каталожная цена нового Ту-204-100 — в районе $30 млн.

— Сейчас сложно оценить рыночную стоимость Ту-204, потому что вторичного рынка нет, — отметил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — В авиации очень важно, какова будет остаточная стоимость самолета через несколько лет эксплуатации. У Ту-204 остаточная стоимость не гарантирована рынком, нет никаких ориентиров, поэтому можно сказать, что за сколько ему их отдали, такова им и цена.

В пресс-службе ВЭБа сказали, что данную тему не комментируют.

ЗАО «Ред Вингс» принадлежит Лебедеву, по его же словам, на 51%: в октябре прошлого года он говорил, что 49% авиаперевозчика продал кипрской компании — какой, он не уточняет. С 4 февраля Росавиация приостановила сертификат эксплуатанта компании, чей Ту-204 разбился в декабре во Внуково. Лебедев заинтересован в развитии авиаперевозчика и надеется, что после устранения нарушений компании вернут сертификат. Пока же, по его словам, Red Wings теряет порядка 300 млн рублей в месяц, из них около 60 млн рублей уходит на зарплаты персоналу (в штате авиакомпании 618 человек).

Представитель Росавиации вопрос возвращения сертификата комментировать отказался.

— Следите за сообщениями на официальном сайте, — посоветовал он.