Череда банкротств авиаперевозчиков продолжится и в этом году — в зоне риска каждая пятая компания.

Росавиация составила список, в котором рассортировала авиакомпании в зависимости от риска неплатежеспособности. Все перевозчики разбиты на четыре группы, из которых третья и четвертая — это зона высокого риска, то есть потенциальные банкроты. В ведомстве отказываются раскрывать фигурантов зоны риска, ссылаясь на то, что документ предназначен только для служебного пользования, но, по оценке отраслевых экспертов, в третьей и четвертой группах могут находиться порядка 20% всех российских авиаперевозчиков, причем среди них три—четыре крупные компании и с десяток небольших. Это значит, что в текущем году череда банкротств авиакомпаний может продолжиться и пассажирам надо готовиться к возможному форс-мажору. Хорошей новостью для потребителей является то, что лидеры рынка сейчас активно пробивают через правительство пакет льгот для лоукост-перевозчиков на внутренних линиях.

Новый, 2013-й, год начался для отечественной гражданской авиации с «почти банкротства» крупного чартерного перевозчика Red Wings — компании, которая входит в 15 крупнейших в России (перевезла около 800 тыс. пассажиров в 2011 году) с парком из девяти самолетов Ту-204. Поводом для приостановки сертификата компании стала не авиакатастрофа, случившаяся во «Внуково» прямо перед Новым годом, а то, что в деятельности Red Wings Росавиация обнаружила «многочисленные существенные нарушения в организации летной работы, технического обслуживания воздушных судов, подготовки пилотов и прочие недостатки, имеющие системный характер». Также в материалах проверки указано, что компания относится к третьей, предпоследней, группе по уровню риска потери платежеспособности.

Владелец Национальной резервной корпорации, которая контролирует Red Wings, и известный оппозиционер Александр Лебедев возмущается: «Еще в конце сентября 2012 года Росавиация проводила плановую проверку компании, и комиссия заключила, что Red Wings продолжает соответствовать сертификационным требованиям... И вдруг решение о приостановке. Да еще по финансовым показателям. У «Трансаэро», к примеру, выручка равна долгу, а компания находится во второй группе Росавиации, а у нас выручка почти в четыре раза больше, чем долг, и мы вдруг в третьей». Связаны ли действия Росавиации с тем, что Александр Лебедев является активным критиком российских властей, эксперты сказать не берутся, но факт остается фактом — «Красные крылья» стали объектом пристального внимания госорганов. Стоит отметить, что приостановка работы Red Wings больше скажется не на пассажирах, а на отечественном авиапроме: компания — один из крупнейших регулярных эксплуатантов Ту-204 и потенциальный покупатель новых машин, включая самолеты новой модификации Ту-204ФМ, которая недавно прошла летные испытания. Проблемы Red Wings в данном случае рикошетом ударят по «Пермским моторам», Ульяновскому авиазаводу и еще примерно 60 предприятиям из группы «Ростехнологий», поставляющих системы авионики, шасси и т.д.


Пока у Red Wings есть еще шансы вновь расправить крылья, но без банкротств авиакомпаний 2013 год вряд ли обойдется. Большинство отраслевых экспертов сходятся во мнении, что количество игроков будет сокращаться за счет закрытия небольших перевозчиков с нерегулярной программой и сравнительно небольшим пассажиропотоком. «Надо понимать, что из примерно 70 российских авиакомпаний работают максимум 35—40, на которые приходится 99,9% всего пассажиропотока. С рынка будут уходить те, кто не вписывается в эту картину», — говорит главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.


Правда, в отрасли ходят слухи о непростом финансовом положении и нескольких крупных авиаперевозчиков — это «Россия», «Ак Барс», «Владивосток Авиа», крупнейший чартерный перевозчик «ВИМ-Авиа». «Ту же «ВИМ-Авиа» хоронят чуть ли не каждый год уже лет тринадцать, а она прекрасно летает. Но повод для опасений есть — у компании парк состоит из очень пожилых Boeing 757, средний возраст флота — 20 лет, а это уже группа риска, — говорит собеседник «Профиля», пожелавший остаться неназванным. — Учитывая, что Росавиация сейчас активно распределяет авиакомпании по четырем группам риска, и в случае каких-то серьезных сбоев в работе или, не дай бог, авиапроисшествия провинившуюся компанию тут же закроют, как в случае с Red Wings — со ссылкой на финансовую несостоятельность».
Главный редактор портала AviaPort.ru Олег Пантелеев отмечает, что даже если слухи вокруг финансовых проблем «России», «Владивосток Авиа» и «Ак Барса» имеют основания, то компаниям не дадут обанкротиться. Первые две может поддержать «Аэрофлот», а «Ак Барс» — власти Татарстана.


Однако на месте «уходящих» игроков могут появиться новые. Кажется, сдвинулся с мертвой точки процесс создания в России отечественных лоукост-компаний. Минтранс РФ в конце января этого года предложил меры снижения стоимости авиаперевозок на внутренних линиях. В первую очередь это введение «невозвратных» тарифов (сейчас любой пассажир имеет право сдать свой авиабилет), возможность не включать стоимость провоза багажа в тариф на перевозку (пока действует требование к авиакомпании включать как минимум 10 кг багажа в стоимость билета), отмена обязательных требований к питанию на борту на рейсе длительностью менее трех часов. Все это, по мнению экспертов рынка, необходимые, но недостаточные изменения.


«Главная экономия, с которой начинается бизнес лоукостера, — это экономия на покупке новых самолетов. Без ввозных пошлин, со скидкой в 70% от каталожной цены и льготными лизинговыми ставками», — говорит Александр Лебедев. Его поддерживает пресс-секретарь компании UTair Елена Галанова, которая приводит пример с «кейптаунской скидкой» на лизинг иностранных самолетов, которая в России, несмотря на присоединение к Кейптаунской конвенции в 2011 году, не действует, поскольку в наше воздушное законодательство до сих пор не внесены изменения, исключающие возможность ареста самолета (в случае банкротства, к примеру), если он находится в лизинге. «Получение «кейптаунской скидки» позволило бы компании экономить на лизинговых платежах до $1 млн на каждой машине», — говорит Елена Галанова. Кроме того, по ее мнению, полезным было бы обнуление или хотя бы снижение НДС в стоимости билетов на внутренних рейсах. В последних предложениях Минтранса есть такой пункт, но пока не известно, согласует ли его Минфин.


Есть и еще один фактор, мешающий реализации полноценной модели лоукостера в России, — отсутствие аэропорта с дешевыми тарифами. Вопрос с региональными площадками может вот-вот решиться — Минтранс предлагает смягчить требования к малым аэропортам (у них в затраты входят сертифицирование и поддержка инфраструктуры на уровне крупнейших гаваней) и демонополизировать аэропортовые услуги, что должно привести к снижению ставок на обслуживание. С Московским авиаузлом все намного сложнее, ведь тройка крупнейших аэропортов уже сейчас еле-еле справляется с пассажиропотоком. Поиск альтернативных площадок идет активно, сейчас основным можно считать вариант с аэродромом «Ермолино» на границе Калужской и Московской областей. «Ермолино» — подходящая площадка, он расположен в 60 км от аэропорта «Внуково», то есть конфликты при заходе на посадку исключены», — говорят в пресс-службе Минтранса. Но эксперты сомневаются, что власти найдут частных инвесторов, готовых вложить туда миллиарды рублей. Скорее всего, аэропорт придется превращать во что-то приличное за бюджетные деньги. И процесс может продлиться куда дольше года.


Учитывая все эти факторы, о появлении первого национального лоукостера говорить пока тоже рано. В то же время, учитывая создание Росавиацией черных списков, можно предположить, что рынок все же расчищается под новую компанию, которая будет аффилирована с кем-то из нынешних лидеров, вероятнее всего, с тем же «Аэрофлотом».